Неточные совпадения
Диомидов выпрямился и, потрясая руками, начал говорить о «жалких соблазнах мира сего», о «высокомерии разума», о «суемудрии науки», о позорном и смертельном торжестве плоти над духом. Речь его обильно украшалась словами
молитв, стихами псалмов, цитатами из
церковной литературы, но нередко и чуждо в ней звучали фразы светских проповедников
церковной философии...
Прудон заключает свою книгу католической
молитвой, положенной на социализм; ему стоило только расстричь несколько
церковных фраз и прикрыть их, вместо клобука, фригийской шапкой, чтоб
молитва «бизантинских» [византийских (от фр. byzantin).] архиереев — как раз пришлась архиерею социализма!
Всегда ее
молитва была акафистом [Акафист — хвалебное
церковное песнопение.], хвалою искренней и простодушной.
Сусанна, столь склонная подпадать впечатлению религиозных служб, вся погрузилась в благоговение и
молитву и ничего не видела, что около нее происходит; но Егор Егорыч, проходя от старосты
церковного на мужскую половину, сейчас заметил, что там, превышая всех на целую почти голову, рисовался капитан Зверев в полной парадной форме и с бакенбардами, необыкновенно плотно прилегшими к его щекам: ради этой цели капитан обыкновенно каждую ночь завязывал свои щеки косынкой, которая и прижимала его бакенбарды, что, впрочем, тогда делали почти все франтоватые пехотинцы.
Затем он проговорил
молитву на исход души и благословил усопшего узника, в мире раба божьего Трофима, а потом громко наизусть принялся читать заупокойный канон о единоумершем. Службу
церковную он знал наизусть, потому что по-печатному разбирал с грехом пополам, за что много претерпел и от своего попа Мирона, и от покойного игумена Поликарпа.
Начал книги читать
церковные — все, что были; читаю — и наполняется сердце моё звоном красоты божественного слова; жадно пьёт душа сладость его, и открылся в ней источник благодарных слёз. Бывало, приду в церковь раньше всех, встану на колени перед образом Троицы и лью слёзы, легко и покорно, без дум и без
молитвы: нечего было просить мне у бога, бескорыстно поклонялся я ему.
Старец сказал ему, что как нужна материальная пища для поддержания жизни, так нужна духовная пища —
молитва церковная — для поддержания духовной жизни.
Ветер пошел по церкви от слов, и послышался шум, как бы от множества летящих крыл. Он слышал, как бились крыльями в стекла
церковных окон и в железные рамы, как царапали с визгом когтями по железу и как несметная сила громила в двери и хотела вломиться. Сильно у него билось во все время сердце; зажмурив глаза, всё читал он заклятья и
молитвы. Наконец вдруг что-то засвистало вдали: это был отдаленный крик петуха. Изнуренный философ остановился и отдохнул духом.
Не явно ли благословенье Божье!
Теперь у нас и войско, и казна,
И полководец. Недалеко время,
Когда, вооружась и окрылатев,
Как непоборные орлы, помчимся.
За нас
молитвы целого народа,
Детей, и жен, и старцев многолетних,
И пенье иноков, и клир
церковный,
Елей лампад, курение кадил!
За нас угодники и чудотворцы,
И легионы грозных сил небесных,
Полк ангелов и Божья благодать!
Русский народ, будучи в делах веры сильно привержен к букве и обряду, сохраняет твердое убежденье, что
молитва ли
церковная, заговор ли знахарский действует лишь тогда, если в них не опущено и не изменено ни единого слова и если все прочтено или пропето на известный лад исстари установленным напевом.
Вынула знахарка косарь из пестера и, обратясь на рдеющий зарею восток, велела Тане стать рядом с собою… Положила не взошедшему еще солнцу три поклона великие да четыре поклона малые и стала одну за другой
молитвы читать… Слушает Таня —
молитвы все знакомые,
церковные: «Достойно», «Верую», «Богородица», «Помилуй мя, Боже». А прочитав те
молитвы, подняла знахарка глаза к небу и вполголоса особым напевом стала иную
молитву творить… Такой
молитвы Таня не слыхивала. То была «вещба» — тайное, крепкое слово.
Отпуст — заключительная
молитва по окончании
церковной службы.
По этому учению выходит то, что люди могут без усилия достигнуть плодов усилия, точно так же как по
церковному учению
молитвой о своем совершенствовании, верой в искупление грехов кровью Христа или в благодать, передаваемую таинствами, люди могут без личного усилия достигнуть праведной жизни.
Церковная вера учит не только тому, что покаяние согрешившего может очистить его, но тому, что
молитвы других людей могут содействовать его благу в этой жизни и в будущей. Один мальчик, ложась спать, просил няню продолжать игру с куклами, начатую им, пока он будет спать. Отношение
церковных людей к богу такое же ребячье. Люди будут жить дурно, будут спать, а за них будут молиться, будут продолжать игру.
Соборность веры,
молитвы, любви, вообще стихия кафоличности
церковной этого все-таки не содержит.
Отсюда понятно первостепенное значение вообще литургики —
церковных песнопений,
молитв, обрядов, для мифотворческого самосознания: такое же значение имеют и другие стороны символики культа, кроме выражаемой в слове.
Церковная литература о
молитве, можно сказать, прямо неисчерпаема.
Религиозный гений необходимо есть и великий молитвенник, и, в сущности, искусству
молитвы только и учит вся христианская аскетика, имеющая высшей целью непрестанную («самодвижную»)
молитву, «
молитву Иисусову» или «умное делание» [Учением о
молитве полны произведения
церковной аскетики, в частности творения св. Макария Великого, Симеона Нового Богослова, Иоанна Лествичника, Исаака Сирина, Тихона Задонского,
церковных писателей: еп.
— Красота-то где будет
церковная? Ведь без малого двести годов сияла она в наших часовнях, двести годов творились в них
молитвы по древнему чину за всех христиан православных… И того лишиться должны!.. Распу́дится наше словесное стадо, смолкнет пение за вся человеки и к тому не обновится… Древнее молчание настанет… В вертепах и пропастях земных за имя Христово придется нам укрываться…
Какие чувства должны возбуждаться в душе твердых еще в православном благочестии людей, когда, стоя на
молитве, слышат они, как
церковное пение заглушается кликами и песнями пьяного разгула!..
Христианству долго приходилось бороться со стремлением верующих прославлять бога и мучеников пляскою, и ею приводить себя в молитвенный экстаз. Еще блаженный Августин считал нужным разъяснять, что мучеников следует прославлять non saltando, sed orando — не плясками, а
молитвами. Абиссинцы до сих пор пляшут в экстазе во время
церковных служб.
Не помню, долго ли простояла я так, но когда вышла из церкви, там никого из институток уже не было… Я еще раз упала на колени у
церковного порога со словами: «Помоги, Боже,
молитвою святого Твоего угодника Николая Чудотворца!» И вдруг как-то странно и быстро успокоилась. Волнение улеглось, и на душе стало светло и спокойно. Но ненадолго; когда коридорные девушки стали развешивать по доскам всевозможные географические карты, а на столе поставил глобус, приготовили бумагу и чернильницы, сердце мое екнуло.
— Все равно. Да и какое уже больному человеку крещение. Почитай и о
молитве забыл. Только бы пожить для ребят хочется. Для того и пристал к
церковной вере, что можно жить слабже.
При этом они произносили или пели
молитвы, установленные
церковным богослужением.
Духовная ли натура их была так создана, настроили ли ее беседы старой набожной няни о великих христианских сподвижниках и рассказы о страданиях матери их, которая, как святая, несла свой крест, чтение ли духовных книг и
церковное служение укрепили их в этом благочестивом направлении, — так или иначе, Даша и Павел с годами почувствовали, что теплая
молитва к Богу — высшая отрада человека.
И я действительно отрекся от церкви, перестал исполнять ее обряды и написал в завещании своим близким, чтобы они, когда я буду умирать, не допускали ко мне
церковных служителей, и мертвое мое тело убрали бы поскорей, без всяких над ним заклинаний и
молитв, как убирают всякую противную и ненужную вещь, чтобы она не мешала живым.